МЕНОРА — СИМВОЛ ШКОЛЫ Бецалеля
рубрика: арт-мидрашПоговорим о МЕНОРЕ (Исх. 25:31-37), самом известном произведении первого израильского художника Бецалеля. Этот светильник можно назвать фирменным знаком всей Школы Бецалеля. Создание его было непростой задачей по «конвертации» небесной реальности в материальные образы, доступные для понимания общины Израиля. Светильник должен был являть собой славу Всевышнего. И создать его мог только художник, призванный и одаренный Самим Предвечным.
МЕНОРА — СИМВОЛ ШКОЛЫ Бецалеля. В этом сюжете рассматривается программное произведение Бецалеля — светильник для святилища (семисвечник). В нем как в капле воды отражается суть всего творчества Бецалеля и основанной им Школы творчества.
—————————————————-
Студия «Тора-Арт». TORAART.com
Эфраим Калиш: ШКОЛА БЕЦАЛЕЛЯ.
г.Ярославль 2013
—————————————————
ДРЕВНИЙ СИМВОЛ
Менора, пожалуй, самый известный из всех еврейских символов. И самый древний из них. Другой подобный символ, который прямо ассоциируется с Израилем и еврейством, — маген-Давид («щит Давида», более известный как «звезда Давида») — гораздо более позднего происхождения.
Именно эти два символа представлены в наше время как государственные символы Израиля: на флаге страны — звезда Давида, на гербе — менора.
Многочисленные изображения МЕНОРЫ с древности до наших дней можно встретить на каменных рельефах, мозаиках, монетах, витражах христианских соборов и синагог.
Менора на арке Тита — самое древнее изображение, к тому же это единственное из всех творений Бецалеля, сделанных им около 3,5 тыс. лет назад, дошедшее до нас.
От художника Бецалеля требовались все его мудрость, мастерство, ведение и разумение, чтобы исполнить в точности то, что повелел ему Бог через Моше. Даже для последнего эта задача была не из легких. Мидраш говорит о недоумении Моше, когда Всевышний показал ему небесный мишкан (скинию).
Трудность заключалась в том, что небесную реальность, которую человек не способен передать словами, необходимо было «конвертировать» в материальные образы, доступные для понимания общины Израиля. Задуманное назначение светильника — являть собой славу Всевышнего (Шехину), и Моше не мог постигнуть, как именно это возможно сделать.
Мидраш сообщает о том, что Всевышний, говоря с Моше на горе Синай, показал ему в видении огненную менору. Очищенное золото, помещенное Моше в огонь, силой Всевышнего превратилось в семисвечник.
Только после окончания работ по устроению мишкана израильтяне приступили к созданию светильника.
Не случайно Творец призвал художника, способного осуществить Его замысел. Для этой цели Всевышний наполнил его Своим Духом в мудрости, ведении и разумении. Он же одарил его талантами во всех потребных для сего искусствах. И невозможное для человека стало возможным в сотворчестве с Творцом вселенной.
——————————————————
Отражение МЕНОРЫ в имени Бецалеля
Послание, заложенное в меноре, находит свое отражение в имени Бецалеля — мастера, ее создавшего.
Призвание Всевышним Бецалеля по имени (см. Исх. 31:1-2) можно понимать и как призвание его предков от Еhуды до деда Хура и отца Ури. Сам Всевышний в предведении Своем назвал по имени, т.е. дал имена, предкам Бецалеля и ему самому. Он соткал как искусный ковер все его родословие, от начала предопределив и его призвание.
Тот же, Кто призвал его по имени, показал и Моше образ Небесного и небесную менору, Им сотворенную. Всевышний от начала знал и действия, и их назначение. Он вложил важное послание, совершенный закон, в имя Бецалеля. Он знал, как из рук избранного Им художника выйдет образ небесной меноры, несущей в себе качества самого ваятеля.
Как любое произведение искусства обладает отпечатками пальцев его создателя, так и менора несет в себе частицу личности Бецалеля.
Он сам и его родословие запечатлелись в этом произведении.
.
Ехуда — глава колена, в котором поднялся род Бецалеля
Весь светильник был сиянием и символом cлавы Господней. О ней говорит имя Еhуда — «несущий славу Божью».
Семь ветвей светильника указывают на Божественное совершенство и полноту — Божественную субботу.
Хур — дед Бецалеля
Имя Хур означает «очищенный». Менора была сделана из очищенного, «испытанного» огнем золота. Используемый в светильнике чистый выбитый елей, получаемый из лучших, специально отобранных маслин, также указывает на деда художника.
И то обстоятельство, что менора представляет собой особый жертвенник в Скинии, наряду со столом и жертвенником кадильным, отсылает нас к деду художника, который, согласно преданию, отдал жизнь свою на жертвенник во имя Господне, решив до конца хранить верность Призвавшему его.
О елее сказано, что он должен быть זך ‹зах› — «чистый», «ясный». Только просветленный, очищенный от «примесей» низменных страстей, дух человека становится способен общаться с Духом Господним.
Есть еще одно необходимое качество елея в Писании: כתית ‹кати́т› — «выбитый», от глагола כתת ‹ката́т› — «бить», «разбивать». Многими «ударами» — страданиями и испытаниями — подготавливается наш дух к общению с Богом. Этот образ можно рассматривать как параллельный «сокрушенному духу» и «сокрушенному сердцу» (см. Ис. 57:15).
Ури – отец художника
Имя Ури означает «свет Господа». Так Бецалель — сын света Господнего, т. е. тот, кто рожден от Духа Господнего и просвещен Его светом, — светом, который всегда должен был исходить от семисвечника.
Имя Бецалель
Имя Бецалель означает «по подобию Бога», и оно отражается в идее светильника — символа и своего рода образа Божьего. Всевышний вложил в художника мудрость вникнуть в Его замысел, дал разумение познать себя (закон своего имени и призвание). Он тот, Кто вложил в сердце его ведение учить других .
ИДЕЯ МЕНОРЫ:
Миндалевое дерево.
Менора устроена по подобию миндального дерева как зримого символа слова Господнего. Именно на миндаль Всевышний указывает как на символ Своего бодрствования над словом.
Как и на жезле Аарона, в меноре сочетаются цветок, завязь и плод, что вместе указывает на Божественную полноту и совершенство Его слова.
ВИДЕНИЕ ПРОРОКА ЙЕРЕМИЯhУ
Так сам Йермияhу убеждается в том, что Всесильный, произнося слово, бодрствует над ним, чтобы оно исполнилось в точности.
Ободрение Господа было крайне важно для молодого пророка. Ведь, призывая его, Всевышний заранее предупредил о том, что слова его пророчества не будут приняты. «Несмотря на то, что тебя не будут слушать, твое служение — говорить слова, которые Я повелю тебе. Я — Господь, и Я бодрствую над Своим словом, чтобы оно исполнилось!»
***
Бог уподобил Бецалеля светильнику. Подобно меноре, наполняемой маслом, Бецалель был наполнен Духом Божьим.
Не только художник отразился в своем произведении, но и менора (ведь она есть духовная реальность) отразилась в его жизни. Она сделала его таким, каков он стал, — светильником, отдающим свой свет учения через творчество.
Менора — «визитная карточка», концентрированное выражение подхода к творчеству в Школе Бецалеля (после призвания на служение Бог повелевает Бецалелю основать школу). Этот светильник — программное произведение Школы, содержащее в себе учение. Небесная менора озарила судьбу и служение Бецалеля Предвечному. Это актуально и для нас сегодня, дабы наше творчество было отблеском ее света, отражением…
автор: Эфраим Калиш /TORAART/
—————————————————————————————-
ЕСЛИ ЭТОТ МАТЕРИАЛ БЫЛ ВАМ ПОЛЕЗЕН, ПОЖАЛУЙСТА, ПОДЕЛИТЕСЬ ИМ С ДРУЗЬЯМИ
—————————————————————————————-
читайте также по теме:
БЕЦАЛЕЛЬ — СЫН СВЕТА. Призвание. ч.I
БЕЦАЛЕЛЬ (Веселеил) — СЫН СВЕТА. Под покровом Всевышнего, ч.II
БЕЦАЛЕЛЬ — СЫН СВЕТА. Свет Господень, ч.III
БЕЦАЛЕЛЬ (Веселеил) — СЫН СВЕТА. Дед ХУР, ч.IV
БЕЦАЛЕЛЬ — СЫН СВЕТА. Славящий Бога, ч.V
Призван быть ОЧИЩЕННЫМ. Дед Бецалеля — ХУР
—
Школа Бецалеля. ПРИЗВАНИЕ УЧИТЬ
Школа Бецалеля. РОДИТЕЛЬ
Школа Бецалеля. Сердце учителя
БЫЛИ РУКИ ЕГО — ВЕРА /Исх.17:12/. Художник и вера
Святилише — МИШКАН и МИКДАШ
Бецалель. МЕНОРА — знак школы
Прямое ПОПАДАНИЕ В ЦЕЛЬ