ХАСИД, ПРИНЯВШИЙ МЕССИЮ ИЕШУА, о фильме «Новый Дух»


Любавический хасид принял Иешуа своим Мессией и уверовал в Него всем своим сердцем.Он рассказывает о своих переживаниях и о новом израильском фильме о мессианских евреях «Новый Дух».

* В видео использована музыка и импровизации музыкантов общины «Краеугольный Камень», г.Казань.

Хасид, у которого я взял это интервью, видел это видео еще до его публикации. Мне казалось, что он до конца не понимал все возможные последствия своего выступления, которое, безусловно, увидят хотя бы некоторые из его прежних товарищей по ортодоксальной среде здесь в Израиле. После публикации видео, я задал себе вопрос: не навредит ли это видео своей откровенностью моему собеседнику ?

Не удержался, связался с ним, стал спрашивать его с пристрастием (очень не хотелось «подставить» человека): взвесил ли он все возможные последствия этого интервью? И не хочет ли он его удалить ?

В ответ в телефонной трубке я услышал его спокойный голос: «Мои знакомые, которым я уже разослал ссылки на это видео, задавали мне те же вопросы. Но, соглашаясь на это интервью, я уже понимал на что иду и взвесил все. И еще: надо же когда-то начинать! Я хочу, чтобы это свидетельство увидели люди.»

Эфраим Калиш

***

 

Хасид, который нашел Мессию

помощь в работе с текстом Алла Варенцова

Израиль — государство светское, но его невозможно представить без Торы, без молитвы и без поиска Всевышнего. Один из иудеев когда-то так сформулировал суть закона, данного Богом еврейскому народу: «… возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, — вот первая заповедь! Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет.» (Евангелие от Марка 12:30-31) Того еврея звали Йешуа, по-гречески Иисус. И был он, по мнению многих, тем самым Мессией, которого до сих пор ждут иудеи Израиля и диаспоры. И хотя сегодня паломнические туры в Израиль по библейским местам самые популярные среди верующих разных конфессий, это не может изменить истории: более двух тысяч лет церковь и синагога отвергают друг друга. Но впервые свое учение о Боге как об Отце Йешуа сказал именно в синагоге. Значит, когда-то не было так. Яков Дамкани — израильтянин, сефардский еврей, наш современник, который в еврейских священных текстах нашел ответ на извечный вопрос: когда придет Мессия? Его книга «Почему я?» переведена на несколько языков. А фильм «Руах Хадаша» («Новый дух»), который снял израильский режиссер Дорон Эран в 2017 году, вызвал споры и противоречивые эмоции у израильтян, у иудеев и христиан разных стран. Именно поэтому мы решили поговорить на тему фильма с человеком, который хорошо знает ортодоксальное религиозное израильское общество и хорошо понимает то, что прошел герой фильма. Наш собеседник — Михаил Лошак — хасид, который нашел Мессию.

Эфраим Калиш: В январе 2018 года в израильских кинотеатрах прошла премьера фильма «Новый Дух» о жизни и духовном поиске Якова Дамкани. Первый в истории Израиля и, я бы даже сказал, первый в истории человечества полнометражный художественный фильм о мессианском еврее. Михаил, как твоё впечатление?

Михаил Лошак: Конечно, это прецедент. Первый раз со времен апостолов на израильской земле в таком масштабе распространяется Евангелие. Я не помню случая, чтобы мессианскому еврею дали возможность высказаться на такую большую аудиторию. Я придерживаюсь мнения, что ничего случайного не бывает. И если премьера состоялась, то значит Бог дал этому событию зелёный свет. Мне фильм понравился. В нем довольно смело рассказывается о пути Дамкани, о том, что он прошёл, к каким выводам пришёл и к чему призывает зрителя. Хотя, можно было бы показать более глубоко внутренний мир главного героя. Мне как зрителю важно было понять: как он уверовал и осознал кто для него Мессия, хотелось глубже увидеть переворот, произошедший в его душе.

Э.К.: Мне особенно интересно поговорить с тобой об этом фильме, поскольку ты знаешь религиозное израильское общество изнутри. И, когда ты видел некоторые эпизоды в фильме, ты хорошо понимал о чем идет речь, лучше, чем многие из нас. Как вообще получилось, что ты оказался в среде хасидов Хабад?

М.Л.: В Израиль я приехал в 1993 году в 15 лет. Один, без семьи. Учился в тихон дати (религиозная школа, старшие классы) до 12-го класса, потом служил в израильской армии.

Э.К.: Ты приехал сюда, будучи религиозным человеком?

М.Л.: Я познакомился с иудеской традицией, историей Израиля и ивритом ещё на родине в Грузии. У нас в Батуми была ассоциация грузино-еврейских связей и  воскресная еврейская школа, в которой я учился. Мы отмечали еврейские праздники, учили иврит, историю государства Израиль и еврейского народа. Поэтому у меня было общее представление об Израиле. Когда я приехал, я кое-что знал о стране. И, к примеру,  когда я гулял по Иерусалиму, я представлял, что где находится.

Э.К.: Семья твоя была религиозной?

М.Л.: Нет, моя семья светская, ассимилированная.  Но дед мне всегда прививал любовь к еврейскому народу. Это он меня привёл к осознанию моего еврейства и к тому, что еврей неотделим от Торы, у еврея всегда есть время, чтобы открыть Тору и изучать ее.

Э.К.: Ты учился в бейт-мидраше (религиозная школа, где изучают еврейские священные писания)?

М.Л.: Естественно, в этом я видел смысл всей моей жизни. В еврейском понятии всё, что происходит вокруг, все сферы жизни, которые требуют от человека участия и посвящения — работа, школа — это всего лишь средство, способ существования в физическом мире. А цель жизни — это изучение и соблюдение заповедей Творца.
Бейт мидраш я посещал каждый день, чтобы молиться вместе с миньяном (10 человек — необходимый минимум в иудаизме для совместной молитвы) в синагоге, потом у меня были ежедневные уроки. Существует определённый цикл, в который входит изучение недельной главы из Торы, хасидут (учение хасидизма) и Талмуд. Все это нужно было учить.

Э.К.: Ты продолжал учить Тору и одновременно работал?

М.Л.: Тора — это как воздух, я не считал ее дополнительной нагрузкой, хотя ее и называют «оль малхут шамаим» — «иго небес». Так говорят в народе. Без этого — без изучения Торы — еврей просто не может жить.

Э.К.: Есть евреи, которые-таки могут без этого жить 🙂

М.Л.: В процессе своего обучения — а я изучал кроме основ, также внутреннюю Тору, которую называют Каббалой — я открыл для себя, что не всё так гладко, что у нас в йешиве практически не изучается Танах.

Э.К.: Ты стал замечать, что священной книге евреев Танах, которая состоит из книг Торы, книг Невиим (Пророки) и Ктувим (Писания) почему-то не уделяют внимания, в то же время усиленно изучают Талмуд.

М.Л.: Да, изучают Талмуд и Алаха — закон человеческий.

Э.К.:  Почему тебя это смутило, ведь это — принятая практика?

М.Л.: Потому что есть большие расхождения между тем, что написано в Писании и тем, что происходит сегодня. Я вижу, что все цели, к которым по Божьему замыслу должен прийти человек, не реализуются. Люди не могут достичь Божьей воли. Они этого даже не осознают. Всё, что они делают для Бога, они делают механически и холодно.

Э.К.:  В той среде, где ты был, сначала в йешиве, потом в бейт-мидраше, вы переживали прикосновение Божье? Вы получали ответы на молитвы?

М.Л.: В иудаизме есть мнение, что эти вещи настолько далеки от простого человека, что их удостаиваются только считанные люди. Такие как Авраам, Ицхак, Яков. Это были суперлюди, поэтому Бог с ними разговаривал. А мы — не настолько праведны, чтобы нам удостоиться, нам очень далеко до этого. Мы почти не в состоянии достичь такого уровня отношений. То есть, мы в состоянии, но для этого нам нужно очень много трудиться над собой. Перевернуть полностью себя, перевернуть полностью свою сущность. И, может быть, тогда кто-то из нас удостоится подобных переживаний.
В иудаизме больше принят другой ракурс, другой взгляд на духовное. На нас, как на народе Божьем, избранном народе, лежит обязанность: соблюдать Тору и заповеди всю свою жизнь. С одной стороны, это обязанность: мы должны соблюдать. С другой стороны, это совсем не тягостно и не скучно, потому что еврейское наследие, то, что называется Устной Торой, настолько обширно, что ты получаешь постоянно новую информацию, нет однообразия.

Э.К.: Я замечал, что во время еврейских праздников в синагогах, у Стены Плача, во время праздничных событий можно услышать очень взволнованное пение хасидов, видеть слёзы на их глазах. Можно ли считать, что они переживают Бога или люди сами себя накручивают?

М.Л.: Конечно, есть духовные переживания. Не совсем всё сухо в иудаизме. Есть очень трогательные моменты. Есть вещи, которых мне здесь в мессианском движении не хватает.

Э.К.: С тех пор как ты принял Йешуа, как своего Мессию, ты переживал прикосновение Всевышнего?

М.Л.: Конечно.

Э.К.: Раньше у тебя этого не было? Ты обрёл что-то новое? Можно ли сказать, что ты в каком-то смысле, почувствовал себя ближе к Богу?

М.Л.: Я почувствовал, что Он есть во мне. Раньше я не чувствовал этого так сильно. Таких ощущений не было. И ТАНАХ стал для меня живым, сегодня я читаю его по-другому: он просто ожил для меня.

Э.К.: Хочу вернуться к фильму «Новый дух». Ты отметил, что достаточно правдоподобно была показана жизнь религиозной общины харедим (ультра ортодоксальные евреи), от которой у главного героя было столько неприятностей и которые преследовали его. Ты сам участвовал в подобных вещах?

М.Л.: В Израиле есть такая организация «Яд Ле Ахим» («Рука помощи братьям»), которая борется с миссионерами. Но в этом нет ничего удивительного. Об этом говорил и Йешуа, что они будут Вас преследовать и будут считать это заповедью, когда будут вас бить и убивать: «Изгонят вас из синагог; даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу» (Евангелие Иоанна 16:2).

Э.К.: Ты хочешь сказать, что когда ты был хасидом Хабада, ты думал также? Ты также пытался служить Богу?

М.Л.: Да. Вера в Йешуа считается идолопоклонством и, по мнению харедим, ее надо выкорчевывать из народа. В ортодоксальных кругах это считается заповедью.

Э.К.: Тебе приходилось быть участником нападений на представителей мессианского движения или миссионерских организаций, как это показано в фильме «Новый дух»?

М.Л.: Я участвовал в секретных операциях: внедрялся под видом уверовавшего в мессианскую общину, чтобы получить помощь. А потом мы следили за их деятельностью и старались все их проекты закрыть. Цель ортодоксальных иудеев —  помешать деятельности миссионеров в Израиле. Когда евреи обращаются к Йешуа, харедим считают это ассимиляцией. Можно сформулировать и так, что для религиозных иудеев это борьба за заповеди.

Э.К.: Что тебя привело к тому, чтобы понять свою ответственность перед Богом?

М.Л.: Что меня привело к еврейству? Изначально то, что в детстве у меня была Библия. Она была на русском языке и там был Новый Завет, разумеется. Это было до моего приезда в Израиль.

Э.К.: Другими словами, у тебя было некое первоначальное представление о Священном Писании. Потом ты окунулся в современный иудаизм в Израиле, но в определенный момент начал сравнивать.

М.Л.: Скорее, начал исследовать что к чему. Я стал копать в Интернете, смотреть разные видео по этой теме, потом начал углублённо читать Танах, стал изучать все пророчества о Мессии. В итоге, познакомился с мессианскими евреями.

Э.К.: После того, как ты вышел из среды харедим, как сложились дальше твои отношения с теми людьми? У тебя наверняка были там друзья.

М.Л.: Да, я вышел из ортодоксальной среды. Но у меня и сейчас есть там друзья, мы же не ссорились. Просто наши мнения разделились. Когда мы встречаемся, то здороваемся, приветствуем друг друга и у нас нет никакой вражды.

Э.К.: Не пытались тебя разубедить?

М.Л.: Да говорят мне покайся, сделай «тшуву».

Э.К.: То есть, они как правоверные евреи должны тебя вернуть?

М.Л.: Да, обязаны вернуть меня. Но им трудно. Потому что они Танах не читают внимательно. В свое время мне сильно помогло каббалистическое учение. Оно очень близко к тому, что преподавал Йешуа. Например, любовь к Творцу и любовь к ближнему — это одна заповедь. Или «Адам Кадмон» — понятие Каббалы, близкое к сказанному в Послании Колоссянам 1:15: «..Который (Мессия) есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари». Очень много параллелей. Не буду сейчас углубляться в это, но есть над чем подумать.

Э.К.: Когда ты встречаешься с прежними друзьями, ты пытаешься заинтересовать их тем, что тебя увлекло? Или они держат дистанцию и на эту тему не разговаривают?

М.Л.: Пока еще на их разуме лежит покрывало, которое скрывает от них свет истины. Сколько бы ты им не говорил, они убеждены в своём. Должно что-то случиться, чтобы они пришли к пониманию Мессии.
Конечно, есть большие изменения в религиозных кругах. Многие находятся во внутреннем поиске, не стоят на месте. Их ожидают большие перемены.

***

Интервью с Яковом Дамкани, автором книги, по которой снят новый израильский фильм «Новый Дух» можно посмотреть здесь.

————————————————————————————————



Просмотров: 3 900

Комментарии