КОГДА ПОЕТ ДУДУК | Зара Оганесян о поклонении
Как вы думаете, что есть национальное самосознание в жизни верующего? Просто фантик, или в нем Бог поместил нечто важное для Царства ?
Зара Оганесян — автор многих песен поклонения, лидер группы хвалы христианской общины г.Еревана делится своим мыслями о месте национальной традиции, национального характера верующего в Теле Мессии. Что есть национальное в жизни верующего? Просто яркий фантик, или в нем Бог поместил нечто важное для Царства ?
***
Вот свидетельство Зары Оганесян:
Музыкальным творчеством я занимаюсь уже больше 20 лет и, чем больше я этим занимаюсь, тем больше нового я для себя открываю. В последнее время я всё больше стала задумываться об использовании национальных инструментов, в нашем творчестве, конкретно армянских национальных инструментов.
Я стала замечать, что когда мы ведём музыкальное служение в Церкви или это обычное прославление, поклонение Богу, то когда звучит европейская или американскую музыка, которую мы часто используем в своём творчестве, то народ конечно участвует в прославлении и поклонении, потому что им нравится музыка, потому что музыка красивая. Но стоит зазвучать армянским национальным мотивам или армянским гармониям, то начинает происходить просто невероятное. Люди полностью входят и отдаются прославлению и поклонению и это стало наводить меня на мысль, что всё-таки душа народа это его музыка, которую создают национальные инструменты.
Я хочу прочитать два стиха из Священного писания и буду читать из Синодального перевода:
(Втор. 32:8) «Когда Всевышний давал уделы народам и расселял сынов человеческих, тогда поставил пределы народов по числу сынов Израилевых..»
Что меня интересует в этом стихе?
Во-первых получается, что Всевышний разделял наследство, между народами. Удел переводится как наследство, в оригинале употреблено слово наследство.
И расселял сынов человеческих…. Армянский перевод этого же места гласит: Когда Всевышний раздал наследство народам и рассеял сынов Адама, то поставил границы народам по числу сынов Израиля.
Тут уже речь идёт, конечно, о территориальном разграничении и месте для каждого народа. Меня интересует здесь, что все мы разные и каждый народ имеет свои характерные черты и лица, и души, цвета кожи, мы все разные. Мы ничего с этим сделать не можем. Это факт. Когда в этом месте я вижу слово удел или наследство, я думаю, что это может относиться не только к географическим границам, думаю, на этот стих можно посмотреть так же учитывая, что Господь наделил каждый народ, какими-то уникальными, особенными чертами.
(Откр. 7:9-10) «После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков, стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих. И восклицали громким голосом, говоря: спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу!» Мы вновь видим великое множество людей из разных народов.
Хочу вернуться к разговору о музыкальном творчестве и связать те стихи, которые я прочитала, со своей основной мыслью. Конечно для своего музыкального образования, я слушаю европейскую классическую музыку, слушаю джаз, но вместе с этим, обязательно слушаю песни Армянских гуссанов или министрелей, слушаю песни армянских бардов и конечно обязательным, центральным пунктом моего музыкально образования является Комитас и его величественная музыка, потому что композитора Комитаса считают основоположником армянской национальной музыки и говорят: «Армянский народ в песнях Комитаса нашёл и узнал свою душу, своё духовное я, он начало не имеющее конца».
Душу народа можно понять, когда человек поёт, когда человек танцует или, когда он занимается творчеством. Я, например, точно знаю о чём поёт Дудук, для меня это не просто древний музыкальный инструмент из абрикосового дерева. Я слышу в его звуках историю народа, который живёт на этой земле уже не одно тысячелетие, и я знаю о чём плачет дудук, о чём радуется дудук, о каких победах или о каких поражениях он поёт. Звук дудука — в моих жилах. Я ничего не могу с этим поделать и не хочу ничего с этим делать. Я знаю, что когда поёт дудук, поёт армянская душа и моя душа поёт вместе с ним в ответ.
Мне, допустим, нравится звук банджо — красивый инструмент, или звук клавесина — тоже красивый инструмент. Но я его не знаю, он мне просто нравится, это красивое звучание, это красивые гармонии, а дудук я знаю. Я так же знаю, что такое дхол, армянский ударный инструмент, я знаю, как под него нужно двигаться и это внутри меня. Я знаю, что такое канун, это армянский музыкальный струнный щипковый инструмент. Я знаю, о чём он поёт. Я, конечно, не говорю, что все инструменты подразделяются на три группы: духовые, ударные, струнные, речь не о том. Они все имеют общее начало и когда-то они стали распространяться по всему лицу земли и каждый народ придал каждому из них своё звучание, но каждый народ научился использовать эти инструменты таким уникальным образом, чтобы они озвучивали душу конкретного народа. Вот именно этой уникальности сегодня и не хватает нам в теле Христа, в теле Мессии, потому что национальное, этническое приносит свой цвет, свой колорит, своё благоухание и свою силу в тело Мессии.
——————————————————————————