ПРОСЛАВЛЕНИЕ или концертное шоу?
.Интервью с Сергеем Лукьяновым, молодежным пастором и актером о некоторых тенденциях в музыкальном служении прославления христианских общин.
.
О ХВАЛЕ И КОНЦЕРТНОМ ШОУ
Эфраим: В последнее время как-то мне особенно часто попадаются статьи (чаще переводные) о тенденции в музыкальном служении хвалы и поклонения (в основном, протестантских общин) сдвигаться в сторону концерта и даже шоу. Ты замечал эти вещи? Или это чисто западное явление? Как будто меньше становится прославления, поклонения и больше — самовыражения артиста на сцене. И прихожане – публика соответственно ожидает уже не прикосновения свыше, а адреналина, эмоций…
Сергей Лукьянов: Когда церкви были бедные, не было такой аппаратуры, инструментов замечательных, как сейчас. И люди вспоминают и сравнивают то время, когда может быть не было ничего такого профессионального. Было все просто, но помазанно (вдохновенно), и было много присутствия Духа Святого. Церковь неизбежно проходила и другое время, когда покупала лучшее (по возможности) оборудование, звук, гитары, наконец, наращивала профессионализм. Конечно, всегда есть возможность скатиться на эту обочину – концертного исполнения. Но для христиан с самыми крутыми гитарами и при этом жаждущих Бога, остается главная цель хвалы – искать Творца. Пусть сзади у музыкантов — световые пушки, шоу, дым-машины, – все-таки музыка хвалы и поклонения — это дело сердечное, и Бог ищет поклонников в духе и истине.
.
Поэтому важно понимать, что эффекты, таланты, профессионализм никогда не заменят помазание Духа Святого. И человеку богатому труднее войти в Царство Божье, поэтому человеку талантливому и подсвеченному со всех сторон светом, оснащенному прекрасным звуком, иногда бывает труднее войти в присутствие Божье. Это не потому, что он не духовный, а потому что привычка уже приходит, это как работа, как труд, как концерт.
Потом с него начинают требовать три песни, не больше, и музыкант-служитель видит, что пастору не нужны глубокое поклонение, ему надо, чтобы просто спели три-четыре песни. Он понимает, что поклонения все-рано не будет, для этого просто нет времени…
В деянии апостолов люди собирались вокруг присутствия Духа Святого, вокруг присутствия Иисуса, а не вокруг проповеди. Проповедь выходила из присутствия, из помазания, из пророчества – и поэтому была помазанной. И конечно, многие церкви сегодня склонны к тому, чтобы довольствоваться уровнем исполнения, но не силой Святого Духа. Это как искушение для тела Христова. Но ничего не бывает без этого искушения. Я думаю, что где-то поднимаются церкви, где люди начинают искать Бога, проводить ночи поклонения, ища Бога по-настоящему.
Тут одно другим не заменяется. Нельзя сказать: «Ну давайте отменим элементы шоу и придет помазание». Нет, оно не придет от этого. Оно не придет и от того, что выключим свет, возьмем дурацкие микрофоны, сделаем из весла гитару, будем играть на трубах из остатков жести консервного завода. Помазание не из-за этого приходит, оно приходит, когда люди берут лучшие инструменты, лучшее для Бога и ищут Его присутствия. В скинии было лучшее золото, лучшие вещи, лучшие таланты, лучшие певцы у Давида были, лучшие музыканты. Но они были сфокусированы на присутствии Бога. Поэтому можно писать статьи и спорить об этом, но я думаю, что лучше всего устраивать в общине такое поклонение, когда сердце твое разрывается перед Богом.
.
Эфраим: Скажи мне, нередко можно слышать от серьезных служителей о том, что профессионализм — помеха помазанию и следованию за Духом, и он отвлекает от посвящения Богу, потому что музыкант вынужден много заниматься, совершенствоваться. Они говорят, что им не нужно всего этого, не нужен профессионализм, все это великолепие, главное — явить дух и чистое сердце перед Богом. Что ты думаешь на этот счет?
Сергей Лукьянов: Да, мы будем голодранцами, в грязных трусах и в грязной одежде, но главное, чтобы было помазание, и тогда мы будем в духе…? Я убежден, что мир, который мы хотим спасти, смотрит и на то, КАК мы это делаем. И лучшее все-таки должно принадлежать Богу. Обычно люди это говорят, потому что они не хотят затрачиваться на скинию хвалы, потому что они не видят смысла в этом. Но надо все-таки опираться на Библию. Один из примеров для нас — Давид, который лучших музыкантов выбирал, давал им лучшие инструменты, и все это было по водительству Духа Божьего. Они это делали высокопрофессионально. Для своего времени они делали все, что могли.
Кто будет слушать человека без голоса, пусть он хрипит, пусть у него голосовой диапазон пол октавы, но главное помазанный? На самом деле это хромая и косая жертва, не то, что нужно Богу. Поэтому я убежден, что должно быть старание прославить Бога золотом, нужно вернуть это, когда мы для Бога отдаем лучшее. Ни в коем случае мы не отрицаем помазания, оно обязательно должно быть.
Я сам играю на гитаре. И я знаю, что если бы играл лучше, я бы такое мог играть для Бога! Но у меня нет навыков, мои пальцы не знают других аккордов, моя душа не знает других мелодий, она их слышит, но не может воспроизвести. И я беден, потому что не очень хорошо играю. Но человек, который имеет богатую палитру таланта, профессионал, он может это сделать гениально. Он может в Духе Святом двигаться потрясающе. И мне очень нравится поклоняться с такими музыкантами, которые поклонники, и они чувствуют меня, понимают, что надо петь, что надо играть с полувзгляда, им не надо разучивать аккорды, они делают это импровизируя. Они двигаются в этом легко. Поэтому я за профессионализм плюс великое помазание (но против дым-машины ;-), чтобы не перепутать дыма с присутствием Духа).
Эфраим: Вот ты вспоминал про Давида, как он все устроил с прославлением. Левиты, которыми сейчас часто именуют прославленцев, и вообще служителей, они облачались в особенные одежды. Как ты думаешь (это вопрос на стыке моды, поп-культуры, церковной культуры), имеет значение, как одеты музыканты, которые прославляют Бога, или это совсем не важно?
Сергей Лукьянов: Я бы сказал, что имеет. Иногда поклонники, поклонницы одеваются просто сексуально, одеваются так, как мир одевается. Я думаю, что им надо быть очень аккуратными, потому что много людей смотрят на сцену и вместо того, чтобы поклонятся Богу, они сражаются с искушениями. Иногда хочется на кого-нибудь длинный балахон одеть. Это, конечно, не супер красиво и модно. Я понимаю, что те одежды, которые Бог повелел им некогда надевать для служения — это символ праведности, в которую Бог нас одевает сегодня. Но это не значит, что выходить на сцену надо в чем попало. Люди должны думать, что они выходят и перед Богом, и перед людьми.
Я помню, у нас американец был, проповедовал и одновременно жевал жвачку. В Америке – это нормально, это полная «халэлуя», но наши старушки поняли, что перед ними просто антихрист. И он не смог достичь своим словом их ушей. Они знали, что он – антихрист, жует себе такой-сякой жвачку и проповедует об Иисусе Христе. А для него – это его свобода. Поэтому тут надо быть внимательным. Можно потерять людей, можно огорчить Духа Святого.
Не надо одеваться также и стремно, в какие-то страшные балахоны, как будто ты какой-то заговорщик, сектант пещерный. Я думаю, здесь должна быть какая-то разумная одежда, она должна быть современная и благочестивая (если есть такая 🙂 ).
.
Беседовал с Сергеем Эфраим Калиш
Что вы думаете о теме затронутой в интервью? Напишите в комментариях под текстом ваш взгляд, существует ли проблема?
————————————————————————————————————
ДРУГИЕ ИНТЕРВЬЮ С СЕРГЕЕМ ЛУКЬЯНОВЫМ ЧИТАЙТЕ ЗДЕСЬ:
Пурим. Священное смехотворство
Пурим-шпиль. Обличить зло
ДРУГИЕ ВИДЕО С СЕРГЕЕМ ЛУКЬЯНОВЫМ СМ. ЗДЕСЬ:
Бог не дал мне бросить театральный… С.Лукьянов_ч. I
Бог не дал мне бросить театральный… С.Лукьянов_ч. II
————————————————————————————————————