ПОСЛАНИЕ от Марка Шагала


«Если бы я не был евреем, как я это понимаю, я не был бы художником…» /Марк  Шагал/

Автор:  Сергей Жулин
источник: «Евреи за Иисуса«

фото: Менахем Кипнис

В течение многих веков христианской эры символика распятия была табуирована для евреев. В отличие от христианского мира, где архетипы «Иисус», «Распятие», «Голгофа», «крест» получили сотериологическое (спасительное) содержание, в еврейском религиозном сознании, наоборот, они естественным образом ассоциировались со страхом, гонениями, страданиями и смертью.

Творчество Шагала – удивительное переплетение древних иудейских традиций и новаторских тенденций. Прожив без малого сто лет, меняя города и страны, Шагал всегда сохранял национальное самосознание, оставаясь человеком вне времени и географии.

marc-chagall

Влюбленные в Венеции

Он родился в Витебске, учился в Петербурге, дышал Парижем, жил в США. Но всюду и в любых обстоятельствах оставался сыном еврейского народа. И куда бы ни забрасывала его судьба, Шагал всегда хранил в сердце родной город, рисуя его тихие улочки и низенькие дома даже на полотнах с видами Парижа. Витебск – вторая по значимости модель художника. Место первой – до конца жизни было занято Беллой, любимой женой, музой.

cracow-kipnis 2Все творчество Марка Шагала пронизано религиозными мотивами. В 1973г. он сказал: «Еще в детстве я был пленен Библией. Мне всегда казалось, да и теперь кажется, что это величайший источник поэзии на все времена. С той поры я искал ее отражение в жизни и в искусстве. Библия – эхо природы. Тайну эту я и хотел передать».

David

Moses

Моше

Однако в начале XX века произошел поворот, связанный со сложными процессами культурной интеграции евреев в жизнь окружающего христианского мира, волнами погромов, глобальными потрясениями, вызванными, прежде всего, первой мировой войной. Ряд еврейских поэтов и художников, прежде всего символистов, начали переосмысливать не только древнееврейские архетипы — Синай, Храм, Завет, — но и христианские, раскрывая их в контексте судеб еврейского народа. Как отмечает известный исследователь идишской литературы Дэвид Роскес, прежде неприкасаемая христианская топика стала для них не менее важным источником вдохновения, чем хасидский фольклор.

Воспоминание 

Remembrancecracow-kipnis 1

marc-chagall

Одиночество

Шагал начал писать картины на религиозную тематику еще в 1911г. Он написал ряд известных работ, среди которых «Каин и Авель», «Адам и Ева», «Голгофа», «Еврей за молитвой». Некоторые библейские образы Шагал использовал, как основу для создания собственных. Его летающие люди, часто напоминают ангелов.jewish

В 1931г. художник приступает к иллюстрированию Библии. Он создал 39 гуашей, 105 черно – белых гравюр, в т.ч. иллюстрации к ТАНАХу: Текстам Торы и пророка Исайи.
Не смотря на то, что Шагал был евреем, он рисовал не только ТАНАХ, но и новый Завет. Например, его кисти принадлежит полотно «Белое распятие».

chagall-the-white-crucifixion

Марк Шагал. Белое распятие 1938

Композиция и цветовая гамма распятия отсылает нас к традициям русской иконы, но при этом художник изображает Иешуа (Иисуса) в талите. В картине присутствуют чисто еврейские атрибуты – менора и свитки Торы. Ландшафты и персонажи отсылают нас к Витебску и хасидам. Картина была написана в ноябре 1938г, через две недели после трагической «Хрустальной ночи», когда были сожжены, или разгромлены 267 синагог, тысячи домов и магазинов, принадлежавших евреям, 91 еврей был убит, сотни раненных и искалеченных, ок. 3.500 арестованы и отправлены в конц. лагеря.

Сожжение синагоги в Баден-Баден 1938г. 

Kristallnacht

Kristallnacht

Kristallnacht — «Хрустальная ночь» 

Интересно, что повторяющиеся мотивы, такие как огонь и бегство, как кажется определяют всемирный масштаб еврейской катастрофы.

Война 1966

war-marc-chagall-1966 the-falling-angel-1922Падающий ангел 1922

Образ распятого Мессии, который обычно ассоциируется с темой мученичества, становится для Шагала новым символом – Иешуа, переживающий смертные муки еврейства.
Начиная с израильского историка Йосефа Клаузнера, многие авторы посвятили свои труды ответу на вопрос о том, как могло случиться, что Иешуа, живший внутри иудаизма, положил начало движению, отделившемуся от иудаизма.

Шагал был первым художником, визуально вернувшим Иешуа в мир иудейской традиции. Таким образом картина-послание, она выражает надежду художника, что Иешуа станет для мостом мира между людьми, мостом любви без насилия.

cracow-kipnis-exhibition 1Выступая в Нью-Йорке на своем родном идише в конце мая 1945г., Шагал вновь уподобил еврейский народ Иешуа (Иисусу). Никакие всемирные конференции ни к чему не приведут, пока еврейский народ не будет снят с креста, на котором его распинали две тысячи лет.

Основным направляющим элементом творчества Марка Шагала является его национальное еврейское самоощущение, неразрывно связанное для него с призванием: «Если бы я не был евреем, как я это понимаю, я не был бы художником, или был бы совсем другим художником».marc-chagall 1 1

В двадцатом веке символы креста и распятия вновь возвращаются в еврейское сознание. Евангельская тема крестных мук предстает в новом свете и еще раз обнаруживает всю абсурдность юдофобных клише: евреи, распявшие Мессию – народ богоубийца, положивших начало христианскому антисемитизму.

см. также видео «Послание Марка Шагала«

————————————————————————————————

Статью  о витражах Шагала на Библейские темы см. здесь

От редактора: По-моему, искусство Шагала несет в себе элементы пророческого творчества. На своих полотнах он размышляет о судьбах Израиля и Церкви из язычников. Он ищет точку примирения, исправления, очищения иудейской и христианской традиций от чуждых Библии толкований. Возможно, он видел больше, чем видим мы с вами?



Просмотров: 3 550

Комментарии