Пурим — СРЫВАНИЕ МАСОК


Интересно, что весь этот праздник и книгу Эстер в целом можно назвать книгой переодеваний. Мы видели эти маски уже в именах главных героев Мордехая и Эстер, еврейское имя которой – Адасса.

И далее мы видим целую череду переодеваний, одеваний и срываний масок.

Мегилат Эстер (синод. — книга Есфирь) рассказывает о событиях примерно двух с половиной тысячелетней давности (539-331 гг. до н.э.). Оставшиеся в Вавилоне иудеи уже после того, как вышел указ Кира царя вавилонского о восстановлении храма Богу в Иерушалаиме, переживают нелегкие времена. Ситуация дошла до того, что готовилось планомерное уничтожение всех иудеев Вавилонии при полной поддержке власти и даже по ее постановлению.

Великое избавление с неожиданной стороны пришло на иудеев Персии. В образе мессии — спасителя пред нами предстает женщина — еврейка Эстер. Второе, иудейское ее имя — Адасса.

Она же и дядя ее Мордехай издают повеление для иудеев всего мира праздновать чудесное избавление от неминуемой гибели, отмечая его великой радостью и весельем. Со временем возникла традиция веселых масок и переодеваний.

.

Срывание масок.

Эфраим Калиш:  Интересный момент, который пронизывает красной линией, – переодевания, маски, смена костюмов. Главные герои книги – Эстер и Мордехай – тоже своего рода маски. Так, имя Мордехай (от имени вавилонского бога Мардук), не выражало суть Мордехая. Подтверждение тому мы видим в его поведении в ситуации, когда было издано повеление всем — кланяться перед Аманом. Тот факт, что Мордехай отказался это делать, было его принципиальной позицией. Потому, что он был евреем «внутри», «под маской», человеком верным Богу Авраама. Да, на лице его красовалась не слишком красивая маска (языческое имя), евреи зачастую вынуждены были одевать на себя подобные маски, но при этом в нем оставался его внутренний стержень, который не позволял ему кланяться кому бы то ни было, кроме Бога Всевышнего.

Интересно, что весь этот праздник и книгу Эстер в целом можно назвать книгой переодеваний. Мы видели эти маски уже в именах главных героев Мордехая и Эстер, еврейское имя которой – Адасса.

И далее мы видим целую череду переодеваний.

Вадим Бирман: там переодевается Эстер. Она проходит, как бы сегодня сказали, годичный сеанс в косметическом салоне.

Эфраим Калиш: Да, и при этом, заканчивается посещение этого салона ее переодеванием в царские одежды. И она получает царское достоинтсво. Вообще в Писании одежды часто выражают позицию и достоинство человека. Взять, например, первосвященника или левита. Все их одежды были одеждами предстояния. Они указывали на их достоинство, предстояние пред Богом и их положение в среде Израиля.

Вадим Бирман: Одежда — всегда знак – с древности до сего дня.

Эфраим Калиш: Кстати, мы упустили еще одну маску. Еще одну маску Эстер одевает, когда дядя ее Мордехай запрещает ей открывать, из какого она народа.

Вадим Бирман: Верно, это еще одна маска. Царю не понятно, из какого она народа.

Эфраим Калиш: Фактически, она как бы надевает на себя маску, скрывая таким образом свое истинное лицо.

Это не совсем святой поступок. Мы помним и другие подобные вещи в Библии. Помнишь, Давид?

Вадим Бирман: Когла он притворился безумным…

Эфраим Калиш:  Ну да, Давид, пускающий слюни по бороде – это значит, вообще уронить свое достоинство. Хотя, мог бы проявить «чудеса героизма» и… сложить голову.

Я во всем этом вижу то, что при всем они были обычными людьми и иногда боялись. Но даже эти их страхи Бог обращает к добру. Т.е., в нашем случае то, что она одела на себя маску, скрыв таким образом свое лицо, свою принадлежность к еврейскому народу, впоследствии обратилось в оружие, которым Эстер воспользовалась.

Вадим Бирман:  Бог превратил это в преимущество.

Эфраим Калиш:  Итак, вслед за этим переодеванием (то, что она скрывает свое лицо, свою национальность), мы видим еще одно переодевание. Мордехай, узнав о намепении Амана, о том, что он добился у Ахашвероша – царя вавилонского указа об уничтожении всех евреев и разграблении их имущества. Это было очень сербезно! Так или иначе, но радом с антисимитизмом и противостоянием евреям всегда (или почти всегда) следовала некая экономическая выгода. Этот указ, разрешающий разграбить имущество предполагаемых к уничтожению евреев, создавал мощную заинтересованность в этом населения Персии. Мотивация – это большая сила.

Когда Мордехай узнает об этом страшном заговоре, понимая, что рассеяный по всему свету народ, не имеющий своей армии и не могущий себя защитить, он понимает – спасения ждать неоткуда, кроме, как у Всевышнего. И тогда он начинает взывать к Богу.

***

Видео сюжет рассматривает эту самую традицию радостного и веселого праздника.

Беседуют Эфраим Калиш и Вадим Бирман.

видео: Вадим Бирман.

монтаж: Вадим Бирман и Эфраим Калиш

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ «Пурим — праздник для НЕПРАВИЛЬНЫХ ЕВРЕЕВ

автор: Эфраим Калиш /TORAART/



Просмотров: 12 214

Комментарии