Тернии и звезды МАРКА АНТОКОЛЬСКОГО


Еврейский скульптор, поднявший русскую духовность до небывалой высоты

Валентин ДОМИЛЬ, Акко /источник/

Mark_Antokolsky3

Марк Матвеевич Антокольский

Выдающийся российский скульптор Марк Матвеевич (он же Мордух Матысович) Антокольский родился 2 ноября 1843 года в селении Антоколь вблизи Вильно (ныне один из районов Вильнюса — В.Д.) в бедной еврейской семье, младшим, седьмым по счёту, ребенком.

Как и раньше бывало в еврейский семьях, из которых вышли выдающиеся живописцы и ваятели, Мордуха с раннего детства тянуло к рисованию, а его религиозные родители изо всех сил противились этому.

«Моя страсть, — вспоминал Антокольский, — не была понятна отцу, и он не только не поощрял, но и жестоко преследовал ее».

Когда будущий скульптор подрос, его отдали в ученики резчику по дереву. Своего рода компромисс. С одной стороны, более или менее богоугодная профессия. С другой — какая-то возможность для мальчика следовать своему, непреодолимому, хоть и малопочтенному влечению.

antokolsky

Антокольский. Еврей портной 1864

Довольно скоро по Вильно прошел слух, что молодой ученик резчика создает удивительные по красоте деревянные фигурки.

Слух дошел до жены виленского генерал-губернатора А.А.Назимовой. Первая, как бы сейчас сказали, леди Вильно слыла покровительницей искусств. Она искала таланты и опекала их.

antokolsky

Анткольский. Скупой

Яркое дарование Антокольского произвело большое впечатление на Назимову. По её ходатайству ученика резчика по дереву из Вильно приняли в Петербургскую Академию художеств вольнослушателем. И разрешили посещать скульптурный класс. Произошло это в 1862 году.

* * *

Первыми учителями Антокольского в Академии были скульпторы Н.С.Пименов и И.И.Реймерс.

Антокольский плохо знал русский язык. В семье говорили на идише. Это затрудняло общение, и, в известной степени, определяло выбор тем. Ранние работы Антокольского были связаны, преимущественно, с еврейским бытом и еврейской же историей.

Довольно быстро Антокольский смог проявить себя. В 1864 году он получил Вторую серебряную медаль за горельеф «Еврей-портной». Год спустя ему была присуждена Первая серебряная медаль за вырезанный из слоновой кости и дерева горельеф» «Еврей-скупой».

Внимание критиков и ценителей искусства привлекли работы Антокольского «Спор о Талмуде», «Нападение инквизиции в Испании на евреев, тайно справляющих Пасху», «Натан Мудрый» и некоторые другие.

«Таких вещей, — писал В.Стасов, — у нас еще, кажется, никто до сих пор не пробовал делать: нашим скульпторам все некогда было заниматься такими пустяками… как жизнь и правда, им надо было парить в заоблачных пространствах, в аллегориях… Но теперь большое было бы счастье для нашей скульптуры, если бы пример г. Антокольского не замер в пустыне».

* * *

Ivan_IV_by_Antokolsky

Антокольский. Иван Грозный 1870 г.

Вершиной творчества Антокольского стала статуя «Иван Грозный». Работу над ней Антокольский окончил в 1870 году.

Профессора Академии встретили работу молодого скульптора в штыки. И отказались её рассматривать, как вещь далёкую от общепринятых канонов и, в силу этого, ни на что не похожую.

Статую увидела Великая княгиня Мария Николаевна, покровительствовавшая Академии художеств. Она пришла в неописуемый восторг. Своими впечатлениями княгиня поделилась с Александром II. Императору статуя Ивана Грозного понравилась. И он приобрел её для Эрмитажа за огромную по тем временам сумму — 8 тысяч рублей.

Оценка императора вызвала нешуточную панику среди преподавателей академии. Противоречить вкусам сильных мира того, тогда, как впрочем, и сейчас, было не принято и, соответственно, чревато. Незамедлительно нелицеприятные оценки уступили место славословию и наградам. Совет Академии присудил Антокольскому высшую награду — звание академика. Появились восторженные отзывы в прессе.

В газете Санкт-Петербургские ведомости И.С.Тургенев писал:

«По силе замысла, по мастерству и красоте исполнения, по глубокому проникновению в историческое значение и самую душу лица, изображенного художником, статуя эта решительно превосходит всё, что являлось до сих пор в этом роде».

По единодушному мнению критиков, Антокольскому удалось избежать, традиционно связанной с образом Грозного «канонической риторики» и добиться исполненной драматизма, глубоко реалистичной передачи «духа могучего, перед которым трепетала вся русская земля».

Об Антокольском заговорили как о большом мастере «с таким необычайным почином, который есть следствие не одного только крупного таланта, но… еще более, выражением крупной души и своеобразнейшей мысли». В 1871 году статуя была выставлена в одном из залов Академии художеств.

Толпы людей собирались у дверей Академии, желая увидеть вызвавшую многочисленные толки статую. «Я заснул бедным, — писал Антокольский, — встал богатым. Вчера был неизвестным, сегодня стал модным».

* * *

В 1871 году, после окончания Академии, Антокольский уехал из России. Тогда было принято отправлять отличившихся студентов на стажировку в Италию.

Некоторые авторы связывают отъезд Антокольского с ухудшением состояния здоровья. Сказались напряженная работа и скверные условия жизни.

В Риме Антокольский завершил задуманную ещё до отъезда работу над статуей Петра I.

Позднее Антокольский вспоминал: «Мне хотелось олицетворить две совершенно противоречивые черты русской истории. Мне казалось, что эти чуждые один другому образы, в истории дополняют друг друга и составляют нечто цельное».

М.Антокольский. Петр I

М.Антокольский. Петр I

Статуя Петра I послужила основой для создания памятников Петру в Таганроге и Архангельске. Уменьшенный вариант статуи находится в Петергофе. Её бронзовые экземпляры в Третьяковской галерее и Русском музее.

 

* * *

Работая у виленского резчика по дереву, Антокольский познакомился с дочерью купца Апатова. Они полюбили друг друга. Но бедный подмастерье не годился в мужья купеческой дочери.

Спустя годы, приобретший мировую известность скульптор вернулся в Вильно, женился на Апатовой и увез ее с собою в Италию.

Как утверждают биографы Антокольского, пребывание в Италии было самым счастливым периодом в жизни скульптора. Его сопровождал необычайный творческий подъём.

Практически ежегодно появлялись новые статуи — «Спиноза», «Офелия», «Ермак», «Ярослав Мудрый» и другие.

Spinoza_M.Antokolsky

М.Антокольский. Барух Спиноза 1882

В 1878 году работы Антокольского были представлены на Всемирной Парижской выставке.

Французское правительство присудило Антокольскому орден Почетного легиона. Он был избран членом-корреспондентом Парижской академии, а также Почетным членом ряда западных академий: Венской, Берлинской и Лондонской.

* * *

Критики и искусствоведы выделяют несколько периодов в творчестве Антокольского. Первый период был ознаменован появлением статуй Ивана Грозного и Петра Первого. Антокольский был увлечен переломными в истории России эпохами. И смог найти необходимые непохожие друг на друга средства для изображения их ярких представителей.

Со временем направленность творчества Антокольского изменилась. По словам Стасова:

«Сильный драматизм, кипучесть, волнение и порыв отныне не принадлежат более к числу мотивов его произведений. Прежняя бурная активность его героев исчезла, она сменяется благодушной пассивностью, впрочем, полною поэзии, человечности, светлой душевности, негодования к злу и неправде».

В их числе «Христос перед судом народа», «Смерть Сократа», «Мефистофель».

В июне 1873 года Антокольский писал Стасову из Рима: «…У меня явилась мысль сделать бюсты всех замечательных людей, которые есть у нас на Руси… А, право, я убежден, что подобные бюсты гораздо большее значение могут иметь для потомства, чем разные памятники, которые ставят у нас на площадях. Все они ложны и вычурны…»

Антокольским выполнены портреты В.В.Стасова, И.С.Тургенева, М.Е.Салтыкова-Щедрина, А.Н.Половцева, С.П.Боткина, С.И.Мамонтова.

* * *

В 1888 году Антокольскому был заказан памятник Екатерине II. В русском обществе началось брожение. Еврей Антокольский и национальная святыня? Можно сказать, символ национального возрождения.

Nestor. M.Antokolsky_1890

М.Антокольский. Нестор летописец 1890 г.

Агрессивно настроенные патриоты из числа деятелей русской культуры полагали, да и полагают до сей поры, что существует ряд тем, которых евреи не должны касаться по определению.

Куприн был против повсеместной дискриминации евреев и считал, что для них должны быть открыты все сферы деятельности, кроме одной: кроме возможности заниматься литературой, претендовать на роль русского писателя.

«Ради Бога, избранный народ, — писал Куприн, своему другу Батюшкову, — иди в генералы, инженеры, ученые, доктора, адвокаты — куда хотите! Но не трогай нашего языка, который вам чужд и который даже от нас, им вскормленных, требует теперь самого нежного, самого бережного и любовного отношения».

Левитану практически в течение всей жизни, так или иначе, давали понять, что он, в силу национальности, не должен претендовать на сколько-нибудь заметное место в российской живописи.

Мол, не еврейское это дело — рисовать исконно русские, пропитанные русским же исконным мироощущением, пейзажи.

Русская шовинистическая печать требовала от Антокольского, чтобы тот прекратил изображать знаковые фигуры российской истории, и не смел касаться святых православного пантеона.

Изваял там «Спор о Талмуде» или «Нападение инквизиции в Испании на евреев, тайно справляющих Пасху» — и продолжай в том же духе. Никто возражать не будет. Что же до всего остального — так извини и подвинься.

* * *

В 1893 году Антокольский навсегда оставил Россию. К отъезду его подтолкнуло прогрессирующее ухудшение состояния здоровья и провал его персональной выставки в Петербургской Академии художеств.

В части своей его последние работы были не поняты и не приняты критикой. В части же в прессе появились многочисленные статьи откровенных антисемитски настроенных, недоброжелателей. Антокольскому указывали на то, что он, не будучи русским, посягает на русские святыни, и по-своему, толком не разобравшись и не прочувствовав, их интерпретирует.

Антокольский продолжал считать себя русским художником:

«Вся душа моя принадлежит той стране, где я родился и с которой свыкся. На севере сердце мое бьется сильнее. Я глубже там дышу и более чуток ко всему, что там происходит. Вот почему, что бы я ни сделал, будет всегда результатом тех задушевных впечатлений, которыми матушка-Русь вскормила», — писал Антокольский В.В.Стасову.

* * *

Repin_portrait-of-sculptor-antokolski-1866

Repin_portrait-of-sculptor-antokolski-1866

Считая себя русским художником, Антокольский, никогда не отрекался от еврейства. До конца дней он соблюдал еврейские религиозные традиции.

Во время учебы в Академии Репин и Антокольский жили в одной комнате. Репин изобразил скульптора в религиозном облачении за утренней молитвой.

Судьба соплеменников волновала скульптора. Во время еврейских погромов он обратился с письмом к Тургеневу и некоторым другим деятелям русской культуры с призывом встать на защиту евреев.

Антокольский опекал начинающих художников-евреев. Ратовал за предоставление им возможности получения художественно-промышленного образования. Добивался создания в Европе еврейской художественной школы.

* * *

Последние годы Антокольский жил в Париже.

Его работы были выставлены на Всемирной выставке 1900 года и отмечены высшей наградой.

Французское правительство наградило скульптора командорским крестом Почетного Легиона.

* * *

Умер Антокольский 9 июля 1902 года во Франкфурте-на-Майне (Германия). У него обострилась болезнь лёгких. Добила Антокольского смерть единственного сына. После, глубоко потрясшей его потери, он уже не смог оправиться.

Похоронен Антокольский в Петербурге, на Преображенском еврейском кладбище.

* * *

Общество поощрения художеств 22 декабря 1902 года собралось, чтобы почтить память скульптора. Была исполнена специально написанная по этому случаю кантата.

В газетах было опубликовано сообщение Стасова. В нём говорилось: «В заключение хор синагоги под управлением М.И.Шнейдера исполнил высокоталантливую кантату в память Антокольского (речитатив и хор), музыка для которой, с аккомпанементом фортепиано и валторны, была сочинена А.К.Глазуновым и А.К.Лядовым. Текст для этой кантаты был сочинен Сам. Яковл. Маршаком».

Стихи были написаны Маршаком по просьбе опекавшего его Стасова. Маршаку было в ту пору 15 лет. Они навеяны образами ТАНАХа.

В статье Алексея Сперанского-Маршака приводится текст Кантаты:

«Рече Господь: «Да будет муж великий!
Его весь мир недаром ждет.
Я одарю его высокою душою,
И под его творящею рукою
Холодный мрамор оживет!»
И вот явился он. К своей желанной цели
Чрез край неведомый повел он свой народ,
И мощно раздалось над смолкнувшей землею
Его «вперед», бесстрашное «вперед».
И встал он, и пошел. И на пути великом
Погибших воскрешал, и камню душу дал,
И сердце в нем зажег.
Свершен высокий подвиг,
И гений пал!..
И застонал народ: «Кого похоронил я?
Кто одинок в сырой земле лежит,
И чья рука протянута недвижно,
Чью грудь огонь не оживит?»
Но не исчезнет он из памяти народной.
О нет! И будет он как радуга сиять,
И яркою звездою путеводной
Наш мрачный путь он будет освещать.

* * *

Mark_Antokolski

М.Антокольский в своей студии

В жизни Антокольского были не только звезды, но и тернии. Ему приходилось бороться с разного рода нападками, пробиваться сквозь стену непонимания. Но он оставался верен себе и шел по однажды избранному пути до конца.

«Если у нас не поймут меня сегодня, поймут завтра, послезавтра, когда-нибудь да поймут, Непременно поймут, в этом я убежден, в этом вера моя крепка. С этой верой я спокойно умру», — писал Антокольский.

Еженедельник «Секрет» (velelens.livejournal.com)

***

В 1878 году все свои новые работы Антокольский привозит в Париж и представляет на Всемирную выставку. Там ему присуждают высшую награду выставки: медаль почета и орден Почетного легиона. И вскоре его выбирают почетным членом многих западных академий: Венской, Берлинской, Лондонской и других.

Однако Антокольский хочет показать свои работы на родине, которой он так многим обязан. В 1893 году он выставляется в Петербурге. Никогда в залах Петербургской Академии не было выставлено так много работ одного скульптора. И никогда скульптура так ярко и глубоко не затрагивала историю России.

Антисемитская печать встретила выставку площадной бранью. Уезжая из российской столицы, Антокольский напечатал в «Петебругских новостях» письмо, которое заканчивалось словами:
«Многие годы люди известного лагеря издеваются над моими работами и при этом не замечают, что, обвиняя меня, обвиняют шесть академий разных стран, членом которых я имею честь состоять, и жюри двух международных выставок, почтивших меня наградами».

Антокольского всегда волновала горькая судьба евреев–художников. Он мечтал сгруппировать еврейских художников где–нибудь в Европе с тем, чтобы они могли образовать свою школу, со своим особым обликом, настроением и стилем.

В 1900 году Антокольский выставляет свои новые работы на очередной Всемирной выставке в Париже. И снова получает высшую награду, а также командорский крест Почетного легиона.

Обнаружил в интернете поразившую меня новость – оказывается. Антокольский формально должен проходить по христианскому ведомству – имеется свидетельство его родственницы, что еще в студенческую его пору его ЗАСТАВИЛИ креститься, заставили прямо пытками — палочными ударами по ногам, в сопровождении угроз, что при отказе он будет отчислен из Академии Художеств (и, по логике, то произошло, скорее всего, в самом начале учебы). Это свидетельство – письмо пра-пра-внучки родной сестры Антокольского, которой (т.е. своей сестре) он сам и рассказывал и про ту экзекуцию. 

Учитывая свидетельства очевидцев, что Антокольский сохранял верность иудаизму до конца своей жизни, можно сказать, что он был мараном российского разлива. Мараны – это евреи Испании 15-го века, крещеные практически принудительно, но продолжавшие соблюдать предписания иудаизма втайне от властей, за что нередко кончали свои жизни на кострах инквизиции..

При этом становится очень понятным его интерес к трагедии маранов, проявившийся в неоднократных попытках создания горельефа на эту тему. А то, что такой горельеф так и не был создан, несмотря на многочисленные подступы к нему, можно интерпретировать, как сильное сопротивление его созданию и демонстрации со стороны властителей разного уровня.

В самом деле, кому в России (включая и благоволивший к нему царский дом) нужно было напоминание об испанских преследованиях евреев, когда у самой России рыльце было в пушку по этой теме. Что стоил, например кантонистский набор — принудительный захват малолетних еврейских мальчиков, для многолетней подготовки их к службе в армии и затем самой этой 25-летней службе. У этих мальчиков было не много шансов сохранить свою религию в полном отрыве от своих корней и под сильным давлением (вплоть до физического) со стороны христианских командиров-начальников.

Бер (Борис) Левин berlev.info

—————————————————————————————

Смотрите также видео о Марке Анткольском с 7мин. 48 сек.

читайте также «МАРК АНТОКОЛЬСКИЙ. ХРИСТОС перед судом народа«



Просмотров: 6 854

Комментарии