ЕВРЕЙ С МОНЕТОЙ
Эти фигурки выполняют функцию… еврея-домового. Они так и называются «Еврей на счастье» (для русско-еврейского уха оно еще лучше звучит — Żyd na szczęście) и населяют очень многие польские дома и фирмы.
От редактора:
На следующий день после Йом а-Шоа (день, когда в Израиле вспоминают о 6 млн. сгинувших во Второй Мировой Войне евреев) я наткнулся на статью в одном из ивритских альманахов. Порыскал в сети, нашел по-русски. Не мог удержаться, что бы не потащить это в свой блог (это же мой профиль — «евреи + искусство»). Для полноты картины под статьей я поместил фрагмент из Википедии о еврейском вопросе в Польше. Имеет смысл посмотреть все это вместе. Захотелось поместить это между Днем Шоа и Днем Независимости Израиля, днем его возрождения.
Советую прочитать это вместе с «ЕВРЕЙСКИЕ ОБРАЗЫ в творчестве католика Йозефа Регулы«
***
Я — фольклорный элемент и потомственный домовой!
Есть в Польше традиции, которые заставляют замереть прямо посреди Речи Посполитой в глубоком пардоне. Сегодня я расскажу вам об одной такой юной традиции, начало которой восходит к рубежу 20-21 вв., а предпосылки к ее формированию уходят глубоко в песок столетий.
Если вы когда-нибудь бывали в польских городах, то возможно замечали латки, на которых продают деревянные фигурки евреев модели «хасид» и небольшие картинки, изображающие седобородого аида в кипе или шляпе, считающего деньги. В первый мой приезд в Польшу, увиденное меня здорово не порадовало. «Ага, как же — подумала я — своих евреев всех вывели, а теперь на их изображениях зарабатывают» — и была я в этот момент как никогда далека от истины. Т.е. конечно зарабатывают, но это вообще не главное в данной истории.
Дело в том, что эти фигурки выполняют функцию… еврея-домового. Они так и называются «Еврей на счастье» (для русско-еврейского уха оно еще лучше звучит — Żyd na szczęście) и населяют очень многие польские дома и фирмы. Существуют два основных вида «домового еврея» — это «еврей с денежкой» (żyd z pieniążkiem) и «еврей с лимоном (żyd z cytryną)» — первый обеспечивает в польском доме финансовый достаток, а второй — продовольственное разнообразие и здоровье.
Если вы окунетесь в пучину полонета и поищите информацию о данном явлении, то вы неминуемо наткнетесь на разнообразные форумы, чаты и статьи, в которых обсуждается как же и где правильно «повесть еврея на счастье» или на взвешенный анализ преимущества Жида перед слонами и жабами, деньгу приносящими по индийским и китайским традициям.
Чтобы активизировать «Еврея-домового» необходимо придерживаться ряда правил.
Во-первых. его абсолютно бесполезно покупать. Надо, чтобы кто-то вам подарил на счастье еврея. Важно, чтобы фигурка или картина изображала еврея в летах, с добродушным или сосредоточенным выражением на лице. Хорошо бы, чтоб кроме монетки в руках, у него был мешочек с деньгами и бухгалтерские книги.
Во-вторых, «Еврея-домового» лучше всего вешать в сенях или прихожей — ибо нечего нехристю делать в покоях доброго католика — по левой стороне от входной двери.
В-третьих, входя в дом, необходимо поворачивать свою физиономию в сторону «Еврея домового», иначе обидится.
В-пятых — самое главное — по субботам или в канун Нового Года Жида надо перевернуть вверх тормашками, чтобы все деньги, которые он насчитал за неделю или год выпали из его сумки прям на стол честного поляка. (От редактора: я не сразу понял, почему именно по субботам? Все просто: суббота — это единственный день, по представлению поляка, когда возможно отнять у жида деньги. Ведь еврей посвящает субботу своему Богу. И иудейская традиция запрещает в субботу не только работать, но даже и обсуждать вопросы бизнеса и тем более, прикасаться к деньгам. Именно по субботам он выпускает деньги из рук).
Удивительная традиция и ее быстрое распространение по всей территории Польши наводит на разные размышления и становится поводом для множества дискуссий: о стереотипах, о истории, о психологии и, конечно, об антисемитизме. Сразу оговорюсь, что поляки абсолютно не понимают что в этом может быть антисемитского? Он же ( еврей-домовой, т.е.) хороший? — хороший! Они его любят? — любят! Берегут? — берегут! В красный угол вешают? — вешают! Вон, даже целую философию вывели — «учись у еврея» называется. Повесь его светлый образ обок биржевых таблиц и смотри, как еврей на картине, размышляет над вложением каждой монетки, несмотря на то, что этих денег у него целый мешок. А ведь раньше, бывало, в холопских дамах кость с еврейского кладбища в доме вешали на счастье, а в Мокрый Понедельник после Пасхи на фигурку Жида вообще плевали. Сейчас-то все же не так?!..
В общем, ежели вы, также как и я, не можете разобраться в своих чувствах и хотите больше понять, то искренне рекомендую к просмотрю небольшой фильм Эрики Лехнер, рассказывающий о данной традиции. Фильм на польском и английском языках, поэтому понятен будет всем.
От редактора:
Кто-то скажет — евреи всегда ноют, чуть что, сразу крики и обвинения в антисемитизме. Теперь вот эти безобидные польские «еврейские матрешки». Чтобы хоть немного понять о чем идет речь, важно взглянуть на выше приведенный текст хотя бы в контексте описания ситуации Википедией. Не хочу ничего плохого говорить о поляках. Бог им — Судья. Нацистами было казнено свыше 2 тыс. поляков, спасавших или помогавших евреям во время оккупации.
Но дух, тот, что бродит по Европе и всему миру, о нем мои размышления…
Вот маленький фрагмент из статьи ХОЛОКОСТ В ПОЛЬШЕ (Википедия):
На территории Польши были организованы еврейские гетто и были построены крупнейшие лагеря смерти, предназначенные для массового уничтожения людей. В лагерях смерти в Польше уничтожали также евреев из других стран, оккупированных нацистами — в рамках программы окончательного решения еврейского вопроса.
Из живших в Польше на начало сентября 1939 года 3,3 млн евреев во время войны погибло 2,8 млн, то есть 85 %
ПОСЛЕ освобождения Польши от немецкой оккупации в 1944 году уцелевшие евреи стали возвращаться. Практически в это же время евреи начали подвергаться гонениям со стороны поляков. Нежелание поляков возвращать присвоенное во время войны еврейское имущество и конфликты с новой властью, в рядах которой были и евреи, вызвали многочисленные нападения на евреев — с ноября 1944 по декабрь 1945 от таких нападений погиб 351 еврей. До конца 1947 года погибло от 500 до 1500 евреев.
Погром в Кельце (июль 1946 г. Было убито 40 и ранено около 50 евреев) вызвал массовую миграцию евреев из Польши: после погрома (в течение июня — августа) бежало 54 000 евреев. Власти приписали погром «реакционерам», католическая церковь в лице примаса Хлонда обвинила в погроме самих евреев. Травля возвращавшихся в Польшу евреев, заставила их бежать не только из Польши, но и из Европы вообще.
Советую прочитать это вместе с «ЕВРЕЙСКИЕ ОБРАЗЫ в творчестве католика Йозефа Регулы«
————————————————————————————————
Спасибо! Замечательная статья. Обязательно отправлю ссылки друзьям.
Спасибо за сотрудничество !