ИСХОД — это ПРО НАС
Нам — современникам — трудно представить, как это: сначала жить в рабстве у египтян, а потом уйти в пустыню и стать ее пленником на 40 лет. Но художник может.
«ИСХОД», художник Александр Антонюк.
Что бы ни делал художник — писал картины, пел в опере, играл на контрабасе — самые уникальные, близкие сердцам других людей творения он создает неосознанно. Неожиданно для себя несведущий в искусстве вдруг поймет, что тревожило художника или что сделало его счастливым в тот момент, когда он творил. Не зная истории, которую художник взял за основу, ты вдруг начинаешь понимать, что было до и после того мгновения. И, вроде, ты не знаком лично с этим мастером, но как будто души ваши встретились где-то в его произведении и обнялись на мгновение.
Александра Антонюка из города Хмельницкого называют художником-философом. Его творческую манеру признают самобытной, близкой к иконописи, с элементами наива. Но это все профессиональная искусствоведческая сторона. Техника, соответствие правилам, классификация по категориям, умение вписаться в рамки жанра — дело наживное. Профессиональный взгляд часто сдерживает и не позволяет разглядеть то особенное, что делает творение говорящим к сердцам и душам.
Когда я увидела работы Александра, его картины отчетливо со мной «заговорили». И этот «разговор» был очень искренним и насыщенным информацией, эмоциями, очень личными ассоциациями. Скоро Песах, поэтому поделюсь тем, что я «услышала» в полотне «Исход».
«ИСХОД» (фрагм.1), художник Александр Антонюк.
Одно из драматических событий еврейской истории, благодаря заповеди соблюдать этот праздник в роды родов, напоминает всем живущим на протяжении более 3000 лет о событиях, которые произошли на стыке материков и цивилизаций.
Нам — современникам — трудно представить, как это: сначала жить в рабстве у египтян, а потом уйти в пустыню и стать ее пленником на 40 лет. Но художник может. Ему не надо знать, какого цвета одежда была на людях в те реликтовые времена, какой длины были их волосы или бороды, какого оттенка была их кожа. То, что он точно знает: они жили на земле — в месте, которое находится между духовными мирами: небесами и преисподней. И он уверен, для чего они вышли из Египта: чтобы снова стать народом Бога живого.
Когда израильтяне только вышли за пределы египетских владений, они вынесли с собой много египетского: поведение, мышление, даже предпочтения в еде. Помните, как они жаловались Моисею: «Мы помним рыбу, которую в Египте мы ели даром, огурцы и дыни, и лук, и репчатый лук и чеснок» (Числа 11:5). Думаю, именно поэтому художник изобразил их внешне очень похожими на египтян. Это внутреннее состояние меняется со временем: чем дальше они идут, тем больше преображаются в людей совершенно другого порядка и перестают быть похожими на египетских рабов.
Еврейский текст повествует, что израильтяне вышли из Египта для того, чтобы принести жертву Всевышнему (Исх. 8:27). И художник символически изображает, что народ вышел из тьмы и стремится к свету. Идущие справа — те, что похожи на египтян — скрыты во тьме. Но, чем дальше они идут, тем больше погружаются в свет. Изображенные слева практически расстворяются в этом не физическом свете. Ведь они идут, чтобы принести жертву Отцу светов, как написано в Послании Иакова (Иак. 1:17).
«ИСХОД» (фрагм.2), художник Александр Антонюк.
Исход изображен линейно по центру картины узкой полосой, разрезающей полотно на три части и этим напоминает настенную фреску. Для меня это символ не умершей памяти, великой истории, которую археологи по крупицам собирают сегодня, чтобы представить ушедший навсегда мир, в котором жили наши прародители.
В верней части картины парят буквы иврита: шин, мем, вав и тав — «шмот», что означает «имена». Имена чьи? Имена Всевышнего? Саваоф — Бог воинств, Эммануэль — Бог с нами, Адонай Ире — Господь видящий, Адонай Рафа — Господь Целитель… А может имена тех, кто не дожил до этого исхода, кого убили тяжелый труд, голод и боль? Память о них всегда будет знаком, что Бог не сотворил нас рабами, что с рабством невозможно смириться. А может имена тех, кто поверил Всевышнему и вышел из Египта? Может их имена записаны там, у престола Бога в книге живых и мертвых?
Нам известно из пасхальной агады, что вышли только те, кто по слову Господа совершил Песах: принес в жертву ягненка, помазал его кровью косяки дверей, чтобы ангел смерти прошел мимо. Вышел тот, кто съел мясо ягненка с горькими травами и пресным хлебом. Вышел тот, кто, преодолевая свой страх, сделал шаг вникуда. Эти люди и есть герои Исхода.
«ИСХОД» (фрагм.3), художник Александр Антонюк.
Под ногами идущих художник набросал лишь серые мазки. Они как грязь или глина, которую оставили израильтяне в Египте. Эта глина похожа на прошлое, шагающие люди — настоящее, а все, что выше — будущее: и история на века, и то неземное продолжение для душ людей, совершающих Исход , жизнь которых не закончилась тем, что было на земле. Исход — это и мы с вами. Мы все идем в этой жизни в неизвестное, как герои картины Александра Антонюка. Важно, чтобы каждый смог выйти из своего Египта, чтобы путь наш был от тьмы к свету и, чтобы имена наши однажды были вписаны в Книгу Жизни.
автор: Алла Варенцова
Смотрите также видео с участием художника и пояснения к полотну «ИСХОД»
——————————————————————————