Пусть встанут ПЕВЦЫ БОЖЬИ
Не знаю, изучают ли в военных академиях эту военную операцию Еhошафата (Иосафата). Но это была величайшая победа. И одержали ее не ратники, а художники — левиты: музыканты, поэты, певцы,
(2Пар.20:1-3)
1. Пришли, и донесли Еhошафату, говоря: идет на тебя множество великое из-за моря, от Сирии, и вот они в Энгедди. 3 И убоялся Иhошафат, и обратил лице свое взыскать Господа, и объявил пост по всей Иудее.
Эта история описана на страницах книги «Диврей xа-ямим» (Хроники). (Синод. – Паралипоменон): царь Иудеи Еhошафат в страхе: великое воинство угрожает Иерушалаиму.
Левит, служащий псалмопевцем доме Божием, имя предка его МАТАНья (с иврита — Дар Господень) произносит слова Господни. Услышав их, Еhошафат, по внушению свыше, разыгрывает совершенно не стандартную партию, в которой против вооруженного и грозного противника ОН выставляет изящные искусства. Грубой силе – противостоит поэзия и музыка. Художники-левиты наполняются вдохновением, возносят слова и музыку небес, исполняют танец ангельских ополчений. Так, под водительством Д.Божия, побеждают псаломпевцы Израиля.
Хочу прокомментировать некоторые ключевые места из этой истории:
Идем по тексту:
(2Пар.20:14-15)
14 на Йахазиэйля, сына Зехарйау, сына Бенайи, сына Еиэйля, сына Маттании, левита из сынов Асафовых, сошел Дух Господень среди собрания.
Возникает вопрос: зачем в этой напряженной ситуации автор дает длинное родословие какого-то левита ?
— Этот вопрос я задаю себе всякий раз, когда встречаю писания, где приводится родословие, не в общем списке, а внутри какой-то конкретной ситуации?
— Здесь что-то должно быть!
— Возможно, это родословие необходимо потому, что несет в себе нечто важное.
Иными словами, Дух Господень вкладывает послание Всевышнего не только в слова, которые должен провозгласить левит, но и в его имя: часть послания в словах, другая часть – в имени говорящего.
— Еще один вопрос, который вытекает из первого:
Почему автор сообщает нам то или иное число имен?
— Может быть здесь есть послание, составленное из этих имен? И он набирает имя за именем, слово, за словом, чтобы сформулировать некую мысль?
— а может быть имеет значение ЧИСЛО поколений? Как известно, еврейская традиция придает символическое значение числам. Они тоже могу нести в себе послание.
Так в этом родословии имен — семь. Семь – число полноты и совершенного действия.
— Нередко родословие записывается автором с тем, чтобы довести его до нужного ему предка, потому что праотец этот является знаковой, ключевой фигурой.
В нашем случае этот славный предок – Асаф (на ивр.букв.: собиратель) современник и соратник ц.Давида. Это левит, родоначальник династии (бней-асаф), сынов Асафовых, которые служили певцами в доме Божием и стали авторами 12 песен, Книги Псалмов Давида.
Этот Асаф (2Пар.35:15) в соавторстве с Давидом создал уставы священнодействия и поклонения в Храме. «Ибо издавна во дни Давида и Асафа были установлены главы певцов и песни Богу, хвалебные и благодарственные». (Неем.12:46).
Йахазиэйль — Бог смотрит
Зехарйау — Господь вспомнил, подумал (о ком-то)
Бенайя (в значении «создал род», «наградил потомством»)
Еиэйль (кому Господь приготовит путь)
Маттания — ивр. дар Господень
Леви — ивр. Сопровождающий (Бога)
Асаф — ивр. собиратель (сокровищь)
Имя левита – Яхази-Эль, что значит: Тот на кого смотрит Бог, как сказано: «очи Господа [обращены] к праведным и уши Его к молитве их». (1Пет.3:12) (яхази – однокоренное слову «хазон» – видение, пророчество.
Если прочитаем это родословие нашего левита с расшифровкой имен, получим следующее: тот, кого Прозревает Бог, сын Несущего Память Господа, сын кого Родил Адонай, сын, кому Бог Приготовит Призвание, сын Дара Всевышнего), левит из сынов Собирателя (сокровищ). Такое ИМЯ несет левит Йахазиэль, который открыл свои уста, и Господь наполнил их.
В Библейском Словаре о нем сказано: «Иозиил — левит, предсказавший победу Иосафату».
Дело здесь не только в том, что он правильно предрек события. Словами от Д.Божьего он ПОВЛИЯЛ НА СОБЫТИЯ. Он исполнился вдохновением и его песнь произвела мощное действие. Его поэзия сотворила на земле победу, ту, что он уже увидел на небе, как сказано (Матф.6:10): «да будет воля Твоя на земле, как на небе!». Слова его пророчества творят новую реальность.
15 и сказал он: слушайте, вся Иехуда и жители Иерушалаима и царь Йошафат!
Так говорит Господь: НЕ БОЙТЕСЬ И НЕ УЖАСАЙТЕСЬ) множества сего великого, ибо не ваша война, а Божия. 17 Не вам сражаться на сей раз; вы станьте, стойте и смотрите на спасение Господне, [посылаемое] вам. Йехуда и Иерушалаим! Не бойтесь и не ужасайтесь. Завтра выступите навстречу им, и Господь будет с вами. (2Пар.20:17)
Что мы учим из всего этого?
1. Бог знал нас еще прежде, чем мы были зачаты
(Иер.1:5) «прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя.
Он ведет нас через поколения.
2. Он наделяет нас талантами, творческими дарами, ожидая, что на Его призыв мы захотим ответить «да»! Но этот выбор за нами.
В первой части мы говорили: огромное воинство угрожает Иерушалаиму. Царь Иудеи Еhошафат — в смятении. И нет возможности спастись.
Тогда встает левит — псалмопевец и приносит слова от Духа Божия. И, в качестве подтверждающей печати этого небесного послания предъявляет свое имя:
Бог Провидел Его, Господь Вспомнил Рожденного Им, Призванного, Одаренного и Приготовленного его служителем от начала, – вот такое родословие.
Левит Яхазиэль здесь – не случайный человек.
Создатель творит историю вместе с человеком, через человека и внутри человека.
Бог наперед позаботился обо всем и даровал ему милость исполняться Духом и талант творить поэзией и музыкой НЕБЕС новую ЗЕМНУЮ реальность.
И готовность человека следовать призванию от Господа — его имя, его посвящение, — важны для его избрания. Потому что имя художника, посланного Всевышним — это важная часть послания, и его творчества:
«Чтобы не человеку досталась слава, не бери себе много воинов! Трехсот будет – достаточно», — сказал Бог ГИДЕОНУ. Йеошафату Он говорит: «не надо тебе воинов вовсе! Пусть на этот раз восстанут музыканты, чтобы Мне ЯВИТЬ еще БОЛЬШУЮ СЛАВУ».
Здесь мы видим развитие творческого процесса:
Музыканты, поэты, певцы подхватывают вдохновение поэта Ехазиэля и мастерством своим «громко радуются». Пророческой хвалой они совместно творят – победу.
19 И встали левиты из сынов Каафовых и из сынов Кореевых — хвалить Господа Бога Израиля, голосом весьма громким. (2Пар.20:18,19).
Кааф (Кеhат – второй сын Леви. Его потомки — великие пророки Моше, Аарон и Мириам).
Громкая их хвала не от испуга была громкой. Сыны Кореевы «хвалили Господа Бога Израиля, голосом весьма громким» не из страха. Они делали так по уставу: радость должна быть громкой. (1Пар.15:16): «Ибо некогда приказал Давид начальникам левитов поставить братьев своих певцов с музыкальными орудиями, с псалтирями и цитрами и кимвалами, чтобы они громко возвещали глас радования.
Сыны Кореевы – известны были своим ПРОРОЧЕСКИМ ДАРОМ ПСАЛМОПЕНИЯ: одиннадцать их хвалебных песен вошли в книгу Псалмов Давида.
20 И встали они рано утром, и выступили к пустыне Фекойской; и когда они выступили, стал Еhошафат и сказал: послушайте меня, Еhуда и жители Иерушалаима! Верьте Господу Богу вашему, и будьте тверды; верьте пророкам Его, и будет успех вам. (2Пар.20:20)
21 и поставил певцов Господу, чтобы они В БЛАГОЛЕПИИ СВЯТЫНИ, выступая впереди вооруженных, славословили и говорили: славьте Господа, ибо вовек милость Его!
Йеошафат поставил певцов Господу, чтобы славили В БЛАГОЛЕПИИ СВЯТЫНИ.
Поклонение В БЛАГОЛЕПИИ СВЯТЫНИ — это прославление святости Всевышнего. Подобно, как у престола Господа серафимы поют, взывая: «кадош, кадош, кадош Адонай Цваот (Свят, свят, свят Господь Цваот) ! Вся земля полна славы Его!» (Ис.6:3)
Так левиты Еошафата воплощали НА ЗЕМЛЕ — ПРОИСХОДЯЩЕЕ НА НЕБЕ, у престола Всевышнего.
22 И в то время, [как] они стали восклицать и славословить, Господь возбудил несогласие между Аммонитянами, Моавитянами и жителями горы Сеира, пришедшими на Иудею,
и были они поражены: 23 ибо восстали Аммонитяне и Моавитяне на обитателей горы Сеира, побивая и истребляя [их], а когда покончили с жителями Сеира, тогда стали истреблять друг друга. 24 И когда Иудеи пришли на возвышенность к пустыне и взглянули на то многолюдство, и вот — трупы, лежащие на земле, и нет уцелевшего. 25 И пришел Еhошафат и народ его забирать добычу, и нашли у них во множестве и имущество, и одежды, и драгоценные вещи, и набрали себе столько, что не [могли] нести. И три дня они забирали добычу; так велика [была] она! 26 А в четвертый день собрались на долину благословения, так как там ОНИ БЛАГОСЛОВИЛИ ГОСПОДА. Посему и называют то место долиною благословения до сего дня. (2Пар.20:21-26)
Ведомые Духом Святости (Руах а-Кодеш) певцы и музыканты хвалой низводили небеса на землю. И так творили победу вместе с Господом.
Левиты и их искусство — полностью принадлежат Господу. Как сказано: «… ты очистишь их и совершишь над ними посвящение их; ибо они отданы Мне из сынов Израилевых: …, Я БЕРУ ИХ СЕБЕ; (Чис.8:15-16)
Это священное напоминание ХУДОЖНИКАМ, призванным Богом на служение. Он приглашает нас к сотрудничеству, желая жить с нами, творить, дружить. Обитать среди нас. И потому Бог призывает человека к святости и в служение творчества «В БЛАГОЛЕПИИ СВЯТЫНИ». Как написано (Лев.11:44):
«Я — Господь Бог ваш: освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят…»